Пресса

..."Совсем другой Чехов, светлый и сердечный, предстал в "Каштанкиных снах" Молодёжного театра из Туапсе. Режиссёр Лариса Торженсмех и художник Алла Мальцева легко превращают сцену в улицу или дом Незнакомца, пользуясь простыми легкими заставками. Артисты одинаково уважительно играют и людей и животных - мягко, без всяких акцентов характерности , что тоже отвечает природе человеческого текста, его поэтичности и лирической чистоте. Но все драматические мотивы выявлены глубоко и властно. Так понимаешь , чего стоит талантливой     Каштанке - Надежде Лемешевой отказаться от открывшихся возможностей иного, творческого мира.                                     

И сердце ноет, когда Серый гусь , чудесно сыгранный  Павлом Захарченко, уже после своей смерти  прощается с "почтеннейшей публикой", сохраняя достоинство неведомого, но великого трагика...

Скромный, простой, удивительно сердечный спектакль остался в памяти как песня тоскующей души."

                                                                                   Александр Иняхин, театральный критик.

 

Информационный сборник "СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР,10"     № 3-43 ноябрь 2001

 

 г.Москва

 

В.Несов

 


МЕДЕЯ: ЛЮБОВЬ КАК СУД И РАСПЛАТА

Пожалуй, завершение 17го театрального сезона в нашем  ТЮЗе пройдет «под знаком  Медеи». Возможно, два последних спектакля – «Новые приключения кота в сапогах» и «Медея» станут своего рода камертоном репертуарной политики нашего театра на долгое время.


Именно такое соотношение «детского» и «взрослого» нужно нашему театру. Глубоко литературный, ярко костюмированный вид зрелищной сказки для детской аудитории от малышей до старших школьников и жестко-драматичный - эмоционально и психологически мощный спектакль, способный поставить взрослую аудиторию на грань нравственного выбора, ввергнуть зрителя в сопереживание персонажам и заставить его размышлять о собственной жизненной позиции.
Пожалуй, за последние два сезона мы впервые имеем возможность показать большой спектакль в двух частях, дать нашему взрослому зрителю время подумать в антракте над пережитым в первом акте, предположить возможное развитие действия в последующем.


Драматургия Людмилы Разумовской предполагает прежде всего  зрительское соучастие, сопереживание действию, основанное на опыте собственных переживаний, потому-то весь коллектив театра – и постановщик /А.Карабашьян/, и художник /В. Оглезнев/, и актеры рассчитывают на аудиторию серьезную, заинтересованную, опытную и достаточно чуткую.
«Медея» – это не спектакль для плановых коллективных посещений «по обязаловке», это осознанный индивидуальный выбор зрелого зрителя, знающего, чего он ждет от театрального действия, ищущего на сцене ответы на свои личные, глубоко внутренние состояния.


Именно возможность такого мистического «диалога» с залом дает замечательная игра наших актеров – Александры Семеновой /Медея/, Павла Захарченко /Эгей/, Дмитрия Яшина/Ясон/, Виктора Ардашева /Старик/, Аллы Кононовой /Старуха/, а также Виктора Милешкина и Сергея Шадрина в роли греческих воинов.
Главное, что замечательно акцентировано и сыграно Александрой Семеновой в образе Медеи


– это неожиданное «сиротство», брошенность, оставленность всеми, точнее – даже выброшенность. Это не поругание надежд, не обманутость в каких-то посулах и даже не самообман, это именно ощущение предательства, ощущение ввергнутости словно бы в небытие через чей-то циничный расчет, через чье-то право так поступать с нею. Но есть ли у кого-либо такое право в отношении другого человека, тем более – собственной возлюбленной или собственного любимого? Все, даже самое жестокое и страшное, вплоть до нарушения табу, можно объяснить, все можно мотивировать и даже понять, но в том-то и дело, что у любви свои непреложные законы: любовь не прощает, любовь абсолютна, она не знает допусков и компромиссов, там нет места гибкости и двойственности. Если просто в жизни «бытовой» некоторые поступки возможны и даже простительны, то с любящими и любимыми людьми они недопустимы, их последствия будут ужасны, необратимы, губительны для всех.


Неслучайно же большой отечественный режиссер Светлана Проскурина, снимавшая у нас в Туапсе два года назад свои фильм «Лучшее время года», подчеркивала, что территория любви – это совершенно особая зона, где человек особенно незащищен, чист, ведом Богом, неспособен быть лживым и неестественным. Об этом и спектакль «Медея» - он о высшем праве карать и воздавать, если воистину любишь, но он и неизбежности самонаказания того, кто берет на себя такое право.


Понять всю эту гамму переживаний, всю глубину мыслей замечательного драматурга Людмилы Разумовской может только зритель зрелый, искушенный в чувствах, идущих от его собственного жизненного опыта. Именно такого зрителя мы и ждем на спектакль 30 мая 2008 г. в 19:00: страстного, живого, способного искренне сопереживать болям наших персонажей – прежде всего Медее.


На грани мая и июня, параллельно с «Медеей» Туапсинский ТЮЗ покажет еще несколько премьерных спектаклей, что и должно сформировать, как мы надеемся, ту атмосферу любви и понимания между труппой и нашими зрителями, которая и определит наши отношения в грядущем 18м театральном сезон – отношения, диктуемые абсолютной,  непрощающей и требовательной любовью к  Музе Театра.